Мраморный камин
со львами
Эскиз мраморного камина со львами. Авторы Сослан и Наталья Наниевы
Человечество издревле пыталось подчинить себе стихию огня. Отблески пламени сопровождали людей на протяжении всей жизни, меняя свое назначение от сакрального до бытового. Поклонение богам, конечно, неоспоримая важная составляющая жизни древнего человека, однако по пути прогресса в приручении огненного змея хомо сапиенс двигались, основываясь на более приземленном желании покушать и согреться. Приготовление пищи, освещение и обогрев жилища – три кита, на которых покоилась насущная необходимость присутствия в доме огня.
С течением времени потрескивание дров и пляшущие язычки пламени начали ассоциироваться не только с решением бытовых проблем, но и стали символом домашнего уюта. Однако человек – существо не только разумное, но и требовательное, если не сказать капризное, поэтому забыв о насущных потребностях, его заинтересовали потребности эстетические, одним из способов реализации которых стало украшение жилища. Именно с этого момента начинается отсчет традиции декоративного украшательства предметов обихода, сопровождавших жизнь как простолюдина, так и знати, в том числе камина.
В известном выражении “можно бесконечно долго смотреть на то, как течет вода, горит огонь и трудится другой человек” есть лишь доля шутки. Медитативные техники, основанные на применении пламени, были известны еще в Древней Индии. Огненная стихия также является одним из архетипов Вселенной, без соотнесения с которой человек не мыслит собственного существования. Пригласив огонь в дом и построив для него собственное жилище, человеку удалось превратить его из стихийного бедствия и грозных сил природы в союзника и друга. Однако не стоит забывать о том, что друзья – не только способ психологической релаксации, но и большая ответственность. Поэтому за огнем необходимо не просто наблюдать, но и заботиться о том, чтобы он не угас или не разбушевался, что неизменно воспитывает в человеке чувство времени и контроля ситуации.
Камин в виде льва или незаметный декоративный элемент со львинной головой.
Камень сопровождал огонь с тех незапамятных времен, когда человек был далек от понятия “статусность” и руководствовался исключительно функциональными принципами. Однако уже тогда пришло понимание, что именно камню, в отличие от дерева и других материалов, дан шанс мирного сосуществования с огнем. Первобытный “камин” представлял собой обложенное камнем кострище, однако остававшийся в помещении дым заставил человека задуматься о дымоотводе, прошедшем путь от простой дыры для отвода дыма до конуса над очагом.
Историки едины во мнении, что возникновение камина в приближенном к современному понимании все-таки стоит относить к эпохе Древнего Рима с его большими печами с открытыми топками, с помощью которых (ничего в этом мире не меняется!) готовили пищу и отапливали помещения. Дым от этих печей уходил через специальную трубу в потолок. Причудливостью форм такие сооружения не отличались, однако это была уже форма, высеченная в камне.
К средним векам камин становится не просто неотъемлемой частью жилища, но и показателем статусности его владельца. Камин главенствует в залах и холлах для встречи гостей, демонстрируя мощь, богатство и власть хозяина обители. Конечно, в данном случае мы говорим только о знати, потому что простолюдину в отличие от нее, необходимо было заботиться не о произведенном впечатлении, а о хлебе насущном. Название “каминный зал” приходит именно из этой эпохи. Поразительные масштабы каминов того времени демонстрирует старинное французское аббатство Мон-Сен-Мишель, размеры камина которого таковы, что рыцари-паломники, искавшие в аббатстве приют, без труда могли приготовить в нем аппетитный ужин размером со взрослого быка.
Внимание и неподдельный интерес общества к каминам демонстрирует тот факт, что в его усовершенствовании принимали непосредственное участие даже особы “голубой крови”. К примеру, придуманная в XVII веке специальная решетка для дров является изобретением английского принца Руперта, а новый дизайн камина с более высокой топкой и обтекаемым дымоходом, созданный в конце XVIII века, принадлежит американскому ученому и изобретателю графу Румфорду. К каминным инновациям приложил руку даже Бенджамин Франклин, не гнушаясь в перерывах между просветительской деятельностью заниматься обустройством уюта собственного жилища.
Один из каминов со львами выполненный нашей мастерской.
Панорама интерьерных решений каминов необычайно разнообразна. Период барокко дал украшение мозаикой, резьбой по облицовочным панелям, чугунные панно, фаянсовые вставки, изображавшие различные растения, животных и птиц. Франция подарила миру стиль ампир, который привнес в каминный дизайн мотивы оружия, лавровых венков, военных баталий, египетской орнаментики, сфинксов и колонн. С течением времени животные сошли с каминных барельефов и превратились в неподвижных стражей очага.
Безусловно, особой роскошью всегда отличались дворцовые камины, неизменным материалом которых служил роскошный мрамор, а спутниками – величественные изваяния. Камины могли быть построены с использованием крапчатого, серого гранита и базальта, но ничто так не поражает воображение, как отблески огня на гладкой полированной поверхности светлого однородного мрамора. Камины представителей аристократических семей – это всегда роскошь материала и орнаментики, в которой нередко прослеживались геральдические мотивы. Скульптуры, сопровождавшие камины, могли быть самыми разнообразными, от прекрасных пляшущих богинь до эпических героев, однако неизменным лидером дворцовых интерьеров, ставшим символом мощи, величия, королевской крови и одновременно стражем огня, был мраморный лев.
Мраморные львы охраняли покой царственных особ различных стран и эпох, от Индии, Китая, Византии до Англии, Франции и России. Существует предположение, что прототипом одного из любимых каминов Петра I послужил знаменитый камин со львами фаворитки Генриха II Дианы де Пуатье. Именно благодаря первому всероссийскому императору в Россию проникает мода на камины. Если быть более точным, камин в период правления Петра Великого стал не просто модным элементом дома, но привилегией российского дворянства. Императором был издан указ, обязывающий представителей аристократии иметь в своей доме камин. Однако в отличие от Европы Россия обладала гораздо более суровым климатом, поэтому еще долгое время для отопления дворцовых помещений использовались печи. В частности, наряду с прекрасными каминами дворцов Петергофа, Кускова, Останкина, Лефортова в них присутствовали традиционные изразцовые печи. Пришедшая к власти после Петра Елизавета приказала построить в Царскосельских дворцах именно их. Однако сменившая ее императрица Екатерина вернула в дворцовые залы величественные камины со львами, закрепив таким образом восприятие камина как элемента социального статуса, подтверждавшего значимость владельца.
Образ льва в декоре мраморных каминов
Время шло, вкусы менялись, однако мраморный лев сохранил свои позиции у камина как один из наиболее укоренившихся элементов каминного дизайна. Великолепный образец парного камина со львом демонстрирует особняк Гагариных в Санкт-Петербурге. Камин в кабинете за общей стеной дублируется камином, выходящим на парадную лестницу.
Мраморный лев – продолжение древней традиции изображения этого царственного животного. Изваяния и изображения львов берегли покой дворцов Ашшурбанипала в Ассирии, стерегли ворота Иштар в Вавилоне и городские ворота Микен. Мраморные львы охраняли вход в буддийские храмы Индии и Китая, а в древнем Египте в форме льва изготавливали храмовые ключи. Мраморный лев стоял на каждой из шести ступеней, ведших к трону царя Соломона, украшенному львиными золотыми головами.
Античная традиция связывает образ льва с солнечными божествами и стихией огня, что делает применение этого символа в дизайне каминов далеко не случайным. Поскольку легенды древних времен гласят, что лев спит с открытыми глазами, его изображения превратились в образ идеального стража, который можно встретить повсеместно – от королевских резиденций до обиталищ простых смертных.
История развития камина – это эволюционный путь длиною во много веков, вывевший древнее кострище на уровень произведения искусства. Камины Антонио Гауди, Сальвадора Дали, Жака Мажореля потрясают воображение, а наиболее знаменитые модели представлены в ведущих музеях мира – парящая в воздухе приоткрытая раковина из оружейной стали цвета ночи, соединенная с потолком невесомым тонким дымоходом; камин в виде искусственно состаренного обожженного листа металла, разорванного силами непокорного бушующего огня.
В каком бы стиле не были сделаны камины, каждый из них обладает собственными достоинствами. Однако если приобретение камина связано не только с желанием собрать вокруг домашнего очага домочадцев, родных и друзей, но и с намерением подчеркнуть статусность хозяина дома, необходимо задуматься об отражении в устройстве камина тех гербовых элементов, которые вызовут в памяти гостей воспоминания о принадлежности к сильным мира сего. Камин со львами будет прекрасным реализацией этого желания, которое позволит объединить в одном приобретении и уют домашнего очага, и статусную вещь, и грозных стражей вашего покоя. Ведь даже мраморный лев спит с открытыми глазами.