Легенды львиных стражей:
история львов Москвы. Часть 2
Продолжая серию статей «Легенды львиных стражей: история московских львов», открывшуюся Частью І о наиболее древних и современных львах города Москвы, Часть II и некоторые последующие публикации будут связаны со львами, принадлежавшими наиболее известным и влиятельным лицам Российской Империи. Героями сегодняшней публикации становятся львы семейства Шереметьевых. Что прежде всего приходит на ум даже самому искушенному читателю при упоминании известной фамилии? Прекрасная и трагическая история любви графа Николая Шереметьева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой? Роскошный Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге? А быть может, московский Странноприимный дом, ныне более известный как институт Н. В. Склифосовского, воздвигнутый обезумевшим от горя графом после кончины горячо любимой супруги?
История по-разному относилась к многочисленным потомкам этого знатного рода, оставив в воспоминаниях современников и амурные истории, и слухи о бессметных сокровищах, и покровительство искусству, и кулуарные интриги высокой политики, но общим и знаковым для всех Шереметьевых стал фамильный герб. Принимая во внимание роль, которую играли представители этого рода на политическом поприще Европы на протяжении нескольких веков, то факт, что на гербе красуется золотая корона вкупе со львами – отнюдь не удивителен.
Царь зверей во всех его ипостасях – геральдический лев, скульптура льва из белого мрамора, гипсовые маскароны львов и грифонов, каменные сфинксы египетской и греческой традиций – встречается едва ли не в каждом родовом имении и неизменно подтверждает высочайший статус носителя старинной фамилии. Помимо мощного увенчанного короной щита, золотые львы держат в лапах, ни много ни мало, скипетр и державу – в память о родовом владении Пруссией. Так что для сильных мира сего, носящих фамилию Шереметьев, лев геральдический (да и, собственно, любой другой) – это не только сторожевой лев, но и символ царской власти, высокого происхождения и небывалого могущества своего хозяина.
И уж если использовать его, так во всей красе. Отблескивающие позолотой геральдические медные львы венчали удивительной красоты узорчатые чугунные ворота знаменитого петербуржского Фонтанного дворца, а мощные вздыбленные на задние лапы львы, передними удерживавшие щит с гербом владетеля, встречали гостей у парадного въезда в имение Высокое, что в Смоленской области.
Не отрицая красот венценосных стражей различных имений Шереметьевых, разбросанных по городам и весям России-матушки, все же обратим взор нашего читателя на московские имения знаменитого рода. Усадьба «Останкино» – результат слияния творческого гения архитекторов Д. Кваренги и Ф. Кампорези – была названа жемчужиной Подмосковья сразу же по завершении строительства. До сего знаменательного момента усадьба находилась в руках у различных владельцев. Однако окончательный и, согласитесь, впечатляющий вид поместье приобрело при жизни графа Николая Петровича Шереметьева, вошедшего в историю не только как редкий ценитель искусств и щедрый меценат, но и человек, совершивший по меркам своего времени неслыханный поступок. Мезальянс высокопоставленного дворянина и бывшей крепостной актрисы Шереметьевского театра стал притчей во языцех.
Однако вернемся к усадьбе и, собственно говоря, ко львам. Вернее, ко львам, сфинксам и грифонам, украшающим Египетский павильон этого уникального дворцово-паркового комплекса. Поддавшись веянию моды на включение в интерьерные решения вариаций на тему страны Великих пирамид, новый хозяин усадьбы воплотил египетскую тематику с присущим ему размахом. Вход в павильон охраняли сторожевые львы с накинутыми на головы и ниспадающими на плечи платками, весьма напоминавшими клафт – царский головной убор Древнего Египта, один из символов власти египетских фараонов.
В самом павильоне гостей встречал квартет величественных сфинксов, благосклонно взиравших с высоты печных «пьедесталов» на впечатленных филигранностью окраски и блеском их позолоченных тел посетителей. К слову сказать, семейство сфинксов «Останкино» весьма велико и включает не только скульптуры Египетского павильона, но и многочисленные изображения этих мифических существ в иных дворцовых интерьерах. Довершали произведенное впечатление лепные рельефы работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева, изображавшие хранителей сказочных сокровищ – грифонов. Судя по их немалому количеству, граф Шереметьев заботился о сохранении нажитого непосильным трудом всеми доступными способами.
Египетский зал примечателен не только своим декором, но и функциональным предназначением – театральными подмостками для концертов и небольших спектаклей. Привыкшие к представлениям львы, сфинксы и грифоны продолжают внимать классической музыке и два века спустя – в рамках музыкального фестиваля «Шереметьевские сезоны». И будем надеяться, не без удовольствия.
Однако «Останкино» отнюдь не единственный дворцово-парковый комплекс, изобилующий скульптурами львов и считающийся венцом паркового строительства. Конкуренцию усадьбе знаменитого рода составляет «Кусково» – родовое имение Шереметьевых, роскошная летняя резиденция и излюбленное место отдыха не только многочисленных родственников графской семьи, но и венценосных особ. Именно здесь начинался скандальный роман графа Николая Петровича Шереметьева и крепостной актрисы и певицы Прасковьи Жемчуговой. Именно этот комплекс был назван подмосковным Версалем. И именно ему суждено было стать едва ли не самой известной летней загородной увеселительной резиденцией в Европе.
Гостями «Кусково» неоднократно становились государыня императрица Екатерина ІІ и приглашенные ею королевские особы. В бытность графов Шереметьевых дворцовый комплекс насчитывал более чем 230 гектаров и вмещал до 30000 человек, неизменно восхищавшихся раскинувшимся на просторах усадьбы регулярным французским парком с пышными цветниками и экзотической оранжереей, подлинным украшением которого стала коллекция мраморных скульптур. Среди обитателей парковой зоны Кусково можно встретить не только героев Древнего Рима и небожителей древнегреческого Олимпа, но и роскошные скульптуры царя зверей. Мраморные львы, занявшие постаменты на аллее, ведущей к Большой каменной оранжерее, приветствуют прогуливающихся легким поворотом головы. Разметавшаяся косматая грива почти скрывает поджарое тело хищного зверя, но массивные передние лапы, упирающиеся в постамент и напряженно захлестнутый хвост, говорят об истинной мощи и готовности вступить в бой этого, казалось бы, спокойно сидящего стража.
Изображения львов неоднократно встречаются на территории дворцово-паркового комплекса – от маскаронов львов на окнах итальянского домика и резных львиных голов работы резчика М. Зимина в Итальянском павильоне до герба графского рода в отделке Дворца, но внимание посетителей «Кусково» неизменно привлекает именно эта пара – сфинксы у белокаменной лестницы главного дворца.
Большой дом – а именно так называли Дворец в XVIII веке – предназначался для торжественного приема многочисленных гостей, в связи с чем архитектором Карлом Бланком было принято решение оснастить парадный вход и центральную лестницу пологими спусками для свободного вьезда карет. Пара сфинксов, фланкирующих пандусы, с неизменной улыбкой встречала и провожала гостей. Фантастические существа работы скульптора И. Юста выполнены в греческом стиле – с женскими головами. Скульптуры вызывали немалое восхищение у посетителей дома Шереметьевых. И недаром.
Мастеру удалось удивительным образом соединить хрупкое прекрасное женское естество с обликом мощного зверя. Пышные кудри, собранные в высокую прическу и украшенные лентами, кокетливо ниспадали на обнаженные плечи и глубокое декольте белокаменных красавиц, плавно перетекая от словно трепещущей на ветру ткани платья, едва прикрывавшего наготу, в поджарое тело грозного хищника.
Несмотря на то, что век ХХІ не радует гостеприимных львов и сфинксов таким изобилием приемов и балов, как XVIII и XIX века, они не обделены вниманием и сегодня и не без удовольствия встречают желающих окунуться в атмосферу жизни семейства утонченных ценителей искусства, щедрых меценатов, законодателей моды и одних из наиболее влиятельных деятелей на политическом небосклоне России.
Львы рода Шереметьевых могут многое поведать о событиях, имевших место в усадьбе «Кусково», – от особенностей квартирования наполеоновской армии до съемок кинофильмов «Здравствуйте, я ваша тетя!» и «Гардемарины, вперед!». И если уважаемому читателю будут интересны не только увлекательные рассказы о перипетиях истории графов Шереметьевых, но он проникнется желанием украсить собственный дом геральдическими львами знаменитого рода или удивительными скульптурами дворцово-паркового комплекса Кусково, камнерезная мастерская ArtMart поможет воплотить мечты в реальность.