Легенды львиных стражей:
история львов Москвы. Часть 3
Львы рода Голицыных
Продолжая серию статей «Легенды львиных стражей: история московских львов», открывшуюся Частью І о наиболее древних и современных львах города Москвы и Частью II о львах рода Шереметьевых, сегодняшняя публикация поведает читателю о царственных стражах семейства не менее знаменитого – Голицыных – не только самого многочисленного княжеского рода Российской империи, но и едва ли не самого влиятельного.
Истории известно бесчисленное множество львиных скульптур, коими украшали свои резиденции вершители судеб, но количество подобных изваяний на квадратный метр имений Голицыных бьет рекорды. Только для одной из подмосковных усадеб светлейшим князем Сергеем Михайловичем было заказано восемнадцать статуй львов, сфинксов и грифонов, а усадьба, как вы понимаете, была далеко не единственная. Размах и роскошь владений Голицыных близ столицы служили притчей во языцех, давая почву для различного рода предположений, рассказов и легенд.
Ах, каких только львов не бывало в княжеских имениях! Доводилось ли уважаемому читателю когда-нибудь видеть скульптуры смеющихся львов? Нет? В таком случае добро пожаловать в один из подмосковных наделов Голицыных – Пехра-Яковлевское. Ведь именно там находятся удивительные белокаменные смеющиеся правители животного мира. Судя по всему, в здании театра, у которого и возлежат, сложив лапу на лапу, добродушные скульптуры, ставились спектакли-буфф. В усадьбе обитали и не менее живописные фигуры пышногрудых сфинксов работы неизвестных крепостных мастеров, украшавшие живописную лестницу, ведшую от дворца к парку. Любовались красавицами не только хозяева и гости имения, но и установленные на той же лестнице львы, не менее улыбчивые, чем театральные.
Однако вернемся к имению с восемнадцатью львиными стажами – имению Гребнево. Усадьба-призрак. Усадьба-загадка. После многочисленных пожаров этот обширный архитектурно-парковый ансамбль находится в плачевном состоянии, но в правление Екатерины ІІ и в бытность князя С. Голицына усадьба слыла одним из центров Русского Просвещения, двери которого радушно распахивались для Г. Державина, В. Жуковского, А. Радищева, М. Хераскова и многих других представителей культуры. Строительство имения началось задолго до появления на свет «последнего московского вельможи» – Сергея Михайловича Голицына, но рассвет Гребнева связывают именно с его именем.
Светлейший князь доверил реконструкцию усадьбы архитектору Н. Дерюгину, а отделку поручил владельцу одной из крупнейших и востребованных скульптурных мастерских Москвы – С. Пенну.
Шесть лепных статуй для двух фронтонов главного дома, четыре фигуры сфинксов для боковых ворот и восемь фигур львов для ограды – таков был заказ, исполнение которого скрупулезные счетоводы Голицыных подтвердили соответствующей записью в расчетной книге. Поскольку статуи до наших дней не дошли, остается лишь догадываться, как же выглядели многочисленные стражи имений Голицыных. Хотя некоторые предположения все же есть. Приступив к работе, скульптор незамедлительно заказал гипсовые формы сфинксов и львов Египетского Павильона Останкинского имения графов Шереметьевых, что и позволяет утвердиться во мнении о схожести сторожевых изваяний знатных семей. Постойте, но ведь на территории Гребнево никаких статуй обнаружено не было… Куда же исчезли скульптуры, над созданием которых работал один из ведущих мастеров своего времени – Сальватор Яковлевич Пенн? Ответ на этот вопрос лежит в области предположений, однако, признаемся читателю, далеко не беспочвенных.
Поговаривают, что забытие имения связано с проклятием каторжников – участников пугачевского бунта, рывших знаменитые «Барские пруды» – около семи верст в окружности с восьмью островами, служившими для прогулок и увеселения многочисленных гостей усадьбы. Однако реальная причина такова – после смерти старшего брата князь С. Голицын принял решение свернуть работы по благоустройству Гребнево и все свои силы направил на развитие другого подмосковного имения – Влахернское-Кузьминки. В его строительстве принимала участие целая плеяда знаменитых мастеров – от архитекторов Д. Жилярди, А. Воронихина, К. Росси до скульпторов П. Клодта, С. Кампиони и художника Ж. Рауха. Стоит ли удивляться тому, что усадьбе суждено было заслужить славу «русского Версаля»?
Вместе с вниманием и финансами Сергея Михайловича в Кузьминки направились более трехста лип из садов Гребнево, плодородная земля местных оранжерей и скульптуры львов, которые предположительно были использованы при одной из реконструкций Львиной пристани. Однако ни грифоны, ни иные львы работы Пенна до второй вотчины светлейших князей не добрались, отбыв в неизвестном направлении. И отнюдь не в последний раз для скульптур, принадлежавших этому влиятельному роду.
До 1830-х годов уже упомянутая Львиная пристань могла похвастаться белокаменными тумбами с балюстрадой, на которых возлегали гипсовые сторожевые львы и собаки. С течением времени на смену каменной балюстраде пришла металлическая решетка, а место гипсовых статуй заняли выполненные в египетском стиле чугунные львы, скрестившие лапы и учтиво повернувшие головы к очередному посетителю имения. А вот куда отправились стоявшие до сего знаменательного момента гипсовые статуи – тайна, покрытая мраком.
Чугунные стражи Львиной пристани были далеко не единственными представителями львиного семейства, поселившегося в стенах знаменитого имения. Львы обитали на фасадах Музыкального павильона и Ванного домика, в лепном декоре Круглого зала и в отделке Египетского павильона с пальмообразными колоннами, крылатым солнцем и головами сфинксов. Египетские стражи, облюбовавшие окружавшую парадный двор чугунную ограду, составляли компанию сторожевым львам у входа в Главный дом и Западный флигель. Статуи были созданы по эскизам архитектора А. Воронихина.
Несмотря на то, что морды всех без исключения египетских львов Кузьминок на редкость добродушны, не стоит впадать в заблуждение. Кроме того, что львы сторожевые, их еще и немалое количество. Всего на территории усадьбы было установлено тридцать две чугунных скульптуры львов и грифонов, а маскаронам львов и изображениям этого царственного животного в декоре имения и подавно счета нет. Любознательный читатель наверняка задается вопросом – а почему же скульптуры чугунные? Почему не мрамор? Пудостский известняк? Или, к примеру, белый камень?
К XVIII веку чугун стал широко применяться для создания решетчатых оград и декоративных статуй. Голицыны являлись владельцами ряда уральских чугунолитейных заводов, которые и выполняли многочисленные заказы известного семейства (и не только его). Весь чугунный декор, украсивший парковую зону и строения усадьбы Влахернское-Кузьминки, – от ажурных ворот, деталей ограды, фонарей и жирандолей до многочисленных львов и грифонов – родом с Урала.
К слову, о грифонах. Мифические существа, по легенде не только охранявшие золото, но и вившие из него свои гнезда, давно стали символом несметных сокровищ. Стоит ли удивляться тому, что грифоны не только украшали имения, но и были геральдическими щитодержателями Голицыных? Княжеский герб работы скульптора С. Кампиони, установленный над чугунными воротами – когда-то парадным въездом в имение, в очередной раз служил напоминанием о богатстве и влиянии этого знатного рода. К сожалению, ворота (кстати, копия Петербургских, выполненных по проекту К. Росси) до наших времен не сохранились, но представление о них дают рисунки и гравюры Ж. Рауха, неоднократно писавшего имение.
Однако полюбоваться грифонами все же представляется возможным. К пущей радости потомков, в целости и сохранности пребывают шестнадцать грифонов, поддерживающих четыре светильника на мостике у въезда в главный двор. Невзирая на приоткрытый клюв, щелкающий в нетерпении хвост и напряженное мускулистое тело со впившимися в постамент мощными передними лапами, облик этих фантастических существ удивительно благороден, а красота поднятых к небу крыльев с тщательно прорисованным оперением завораживает.
Красота львиных статуй усадьбы Кузьминки восхищала бесчисленное множество гостей этого имения князей Голицыных, среди которых бывали и те, кого восхитить было весьма затруднительно – государь император Петр І, императрица Мария Федоровна, император Николай І, цесаревич Александр – будущий император Российской Империи Александр ІІ.
Тешим себя надеждой, что львы, сфинксы и, конечно, грифоны известного семейства пришлись по душе и нашему читателю. И если это так, скромно напомним, что камнерезная мастерская ArtMart готова воплотить в жизнь любые желания ценителей львиной скульптуры и воссоздать благородных стражей рода Голицыных.