Львиная терраса
Воронцовского дворца
Воронцовский дворец. Если при взгляде на эту архитектурную жемчужину у вас возникает стойкое ощущение дежавю, не стоит удивляться. Знатокам истории эти виды знакомы по снимкам Ялтинской конференции 1945 года, но превалирующее большинство наших соотечественников узнает просторы дворцово-паркового комплекса по совершенно иной причине: здесь были сняты шедевры советского кинематографа – «Обыкновенное чудо», «Алые паруса» и «Три мушкетера». Но еще задолго до их выхода на экраны, да и, собственно, широкого распространения кинематографа, комплекс в Алупке пользовался заслуженной популярностью и вызывал восхищение современников.
Дворец служил резиденцией генерал-губернатора Новороссийского края светлейшего князя Михаила Воронцова, немало лет проведшего в заботах о благосостоянии и процветании доставшегося ему региона. Строительство собственной обители позволило бы князю не только спокойно заниматься служением на благо Родины, но и обеспечило достойный уровень приема приезжающих царственных особ и многочисленных послов иных держав, общение с которыми, выражаясь современным языком, «входило в его прямые должностные обязанности».
Строительство началось в 1828 году и продлилось более двадцати лет, но результат стоил каждой минуты томительного ожидания. Дворцу, объединившему усилия английского архитектора, немецкого садовода, итальянского скульптора и красоту крымского пейзажа, суждено было стать одним из красивейших дворцово-парковых комплексов Российской Империи. Первоначально свою руку к планам строительства приложил архитектор Франческо Боффо, уже успевший построить Воронцовский дворец в Одессе. Совместно с английским зодчим Томасом Харрисоном им был разработан грандиозный проект, но завершить его архитекторам так и не удалось.
Виной тому послужила поездка светлейшего князя по государственным делам в Англию, где Михаил Семенович, как человек увлекающийся, проникся эстетикой готики и романтизма. Именно эта поездка и знакомство с архитектором Эдвардом Блором – творцом башни Солсбери в Виндзорском замке и фасадов Букингемского дворца – и повлияло на решение Воронцова о смене намеченного архитектурного плана. На основе заложенного Боффо и Харрисоном фундамента был воздвигнут дворец, удивительно органично объединивший дух английского зодчества с неомавританским стилем. В это трудно поверить, но за все годы работы Блор так ни разу и не посетил строительство, окончание которого ознаменовалось открытием спускающейся к морю великолепной террасы, украшенной сторожевыми львами работы итальянского мастера Джованни Бонанни.
Гостей Воронцовского дворца встречают три пары беломраморных стражей, каждая из которых наделена собственным характером. На нижних уступах лестницы вольготно устроились спящие львы. Уткнувшись сонной мордой в мирно скрещенные лапы и едва ли не посапывая, эти грозные хищники предаются заслуженному отдыху. Служба службой, а сон по расписанию! Все в их облике дышит удивительным спокойствием – от небрежно подмятого под заднюю лапу хвоста до слегка растрепанной сном косматой шевелюры. Один из львов видит сладкие сны под крепко сожмуренными веками, в то время как его «сосед по площадке» спит с открытыми глазами.
Пролетом выше расположились львы, пробуждающиеся ото сна. Сладко потягивая затекшие передние лапы, прогнув мощную спину и слегка прищурившись от яркого крымского солнца, они приоткрыли пасть в легком зевке. И даже проглядывающие клыки выглядят достаточно мирно. А вот наверху террасы вход во дворец охраняет гораздо менее дружелюбная пара бодрствующих львов. Их головы с ощеренной пастью повернуты в сторону лестницы, одна из передних лап с выпущенными когтями опирается на утопленный в постамент круглый шар, пытливые глаза зорко следят за приближением гостей, а ноздри нетерпеливо раздуваются в ожидании возможной схватки. Эта пара всегда готова стать на стражу обители светлейшего князя и не смыкает глаз ни днем, ни ночью.
Немало светских раутов и судьбоносных совещаний происходило в Воронцовском дворце. Но одна из таких встреч запомнилась не только обитателям Львиной террасы, но и всему миру – Ялтинская конференция стран антигитлеровской коалиции 1945 года. Ходят слухи, что во время конференции присутствовавший на ней премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль небезосновательно обратил внимание на одного из спящих львов. Остановившись у похрапывающего мраморного стража, он удивленно воскликнул: «Этот лев напоминает меня!». Но как ни уговаривал Черчилль советскую сторону продать ему пришедшуюся по душе скульптуру, товарищ Сталин был непоколебим: «Народным добром не торгую!».
Ах, сэр Уинстон… Не туда вы обращались! Камнерезная мастерская ArtMart с удовольствием воплотила бы ваше желание в реальность.
Копия нижней пары сторожевых львов Воронцовского дворца, выполненная мастерами нашей студии.