Львиная терраса

Воронцовского дворца

Сторожевые львы Воронцовского дворца в Алупке

Воронцовский дворец. Если при взгляде на эту архитектурную жемчужину у вас возникает стойкое ощущение дежавю, не стоит удивляться. Знатокам истории эти виды знакомы по снимкам Ялтинской конференции 1945 года, но превалирующее большинство наших соотечественников узнает просторы дворцово-паркового комплекса по совершенно иной причине: здесь были сняты шедевры советского кинематографа – «Обыкновенное чудо», «Алые паруса» и «Три мушкетера». Но еще задолго до их выхода на экраны, да и, собственно, широкого распространения кинематографа, комплекс в Алупке пользовался заслуженной популярностью и вызывал восхищение современников.

Дворец служил резиденцией генерал-губернатора Новороссийского края светлейшего князя Михаила Воронцова, немало лет проведшего в заботах о благосостоянии и процветании доставшегося ему региона. Строительство собственной обители позволило бы князю не только спокойно заниматься служением на благо Родины, но и обеспечило достойный уровень приема приезжающих царственных особ и многочисленных послов иных держав, общение с которыми, выражаясь современным языком, «входило в его прямые должностные обязанности».

Строительство началось в 1828 году и продлилось более двадцати лет, но результат стоил каждой минуты томительного ожидания. Дворцу, объединившему усилия английского архитектора, немецкого садовода, итальянского скульптора и красоту крымского пейзажа, суждено было стать одним из красивейших дворцово-парковых комплексов Российской Империи. Первоначально свою руку к планам строительства приложил архитектор Франческо Боффо, уже успевший построить Воронцовский дворец в Одессе. Совместно с английским зодчим Томасом Харрисоном им был разработан грандиозный проект, но завершить его архитекторам так и не удалось.

Сторожевые львы Воронцовского дворца в АлупкеСторожевые львы Воронцовского дворца в Алупке

Виной тому послужила поездка светлейшего князя по государственным делам в Англию, где Михаил Семенович, как человек увлекающийся, проникся эстетикой готики и романтизма. Именно эта поездка и знакомство с архитектором Эдвардом Блором – творцом башни Солсбери в Виндзорском замке и фасадов Букингемского дворца – и повлияло на решение Воронцова о смене намеченного архитектурного плана. На основе заложенного Боффо и Харрисоном фундамента был воздвигнут дворец, удивительно органично объединивший дух английского зодчества с неомавританским стилем. В это трудно поверить, но за все годы работы Блор так ни разу и не посетил строительство, окончание которого ознаменовалось открытием спускающейся к морю великолепной террасы, украшенной сторожевыми львами работы итальянского мастера Джованни Бонанни.

Сторожевые львы Воронцовского дворца в АлупкеСторожевые львы Воронцовского дворца в Алупке

Гостей Воронцовского дворца встречают три пары беломраморных стражей, каждая из которых наделена собственным характером. На нижних уступах лестницы вольготно устроились спящие львы. Уткнувшись сонной мордой в мирно скрещенные лапы и едва ли не посапывая, эти грозные хищники предаются заслуженному отдыху. Служба службой, а сон по расписанию! Все в их облике дышит удивительным спокойствием – от небрежно подмятого под заднюю лапу хвоста до слегка растрепанной сном косматой шевелюры. Один из львов видит сладкие сны под крепко сожмуренными веками, в то время как его «сосед по площадке» спит с открытыми глазами.

Сторожевые львы Воронцовского дворца в АлупкеСторожевые львы Воронцовского дворца в Алупке

Пролетом выше расположились львы, пробуждающиеся ото сна. Сладко потягивая затекшие передние лапы, прогнув мощную спину и слегка прищурившись от яркого крымского солнца, они приоткрыли пасть в легком зевке. И даже проглядывающие клыки выглядят достаточно мирно. А вот наверху террасы вход во дворец охраняет гораздо менее дружелюбная пара бодрствующих львов. Их головы с ощеренной пастью повернуты в сторону лестницы, одна из передних лап с выпущенными когтями опирается на утопленный в постамент круглый шар, пытливые глаза зорко следят за приближением гостей, а ноздри нетерпеливо раздуваются в ожидании возможной схватки. Эта пара всегда готова стать на стражу обители светлейшего князя и не смыкает глаз ни днем, ни ночью.

Сторожевые львы Воронцовского дворца в АлупкеСторожевые львы Воронцовского дворца в Алупке

Немало светских раутов и судьбоносных совещаний происходило в Воронцовском дворце. Но одна из таких встреч запомнилась не только обитателям Львиной террасы, но и всему миру – Ялтинская конференция стран антигитлеровской коалиции 1945 года. Ходят слухи, что во время конференции присутствовавший на ней премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль небезосновательно обратил внимание на одного из спящих львов. Остановившись у похрапывающего мраморного стража, он удивленно воскликнул: «Этот лев напоминает меня!». Но как ни уговаривал Черчилль советскую сторону продать ему пришедшуюся по душе скульптуру, товарищ Сталин был непоколебим: «Народным добром не торгую!».

Ах, сэр Уинстон… Не туда вы обращались! Камнерезная мастерская ArtMart с удовольствием воплотила бы ваше желание в реальность.

Копия нижней пары сторожевых львов Воронцовского дворца, выполненная мастерами нашей студии.

Купить статуи сторожевых львов. Копия мраморных львов Воронцовского дворца в Крыму.

Сторожевые львы Воронцовского дворца в АлупкеСторожевые львы Воронцовского дворца в Алупке