«Влюбленный лев»

работы Гийома Гифса

 

Иллюстрация к басне «Влюбленный лев» . К.Верне.

Иллюстрация к басне «Влюбленный лев» . К.Верне.

Басни Эзопа на протяжении веков вдохновляли поэтов и художников. Одна из них – история о влюбленном льве. Историю любви несчастного и поглупевшего от любви льва, позаимствованную для своего сборника Лафонтеном, проиллюстрировали в своих работах художники Франсуа Шово, К.Верне, Гранвиль, Гюстав Доре и другие. Увековечил этот сюжет в мраморной скульптуре и известный бельгийский мастер Гийом Гифс. Очевидно, что скульптора в фигуре несчастного льва привлекло сознание того, что любой человек может оказаться на его месте. Кроме того читается политический подтекст–предупреждение. Бельгия успевшая побывать и под Францией и под Нидерландами и вернувшая независимость революцией, в период создания скульптуры льва и пастушки, вновь начала заигрывать с соседями.

Сюжет басни «Влюбленный лев» перекликается с историей о Самсоне и Далиле. В этом Библейском повествовании рассказывается о том, как Самсон, ослепленный любовью, раскрывает Далиле секрет своего могущества и непобедимости, заключавшийся в его волосах. Далила воспользовалась его откровенностью и отрезала его волосы. И буквально на следующий день полчища врагов расправились с Самсоном. Правда, в басне тактическую силу применил отец невесты. В отличие от Далилы он прекрасно знал, в чем сила льва – в зубах и когтях. Он предложил льву отрубить свои острые когти и подточить зубы. Впоследствии, несчастного и обессиленного льва разорвали собаки. Это на первый взгляд может показаться, что басня забавная и простенькая, но в ней кроется огромный философский смысл.

Мадемуазель де Севинье, которой и была посвящена басня о влюбленном льве, была дочерью знаменитой писательницы г-жи Севинье, прославившейся письмами именно к ней. Маргарита-Француаза де Севинье играла в спектакле для короля вместе с Лафонтеном, на тот момент членом королевского суда, где она выступала в роли пастушки. Через год после написания басни и посвящения ей этого творения, в 1669 г. Франсуаза де Севинье приняла предложение г. де Гриньяна и вышла него замуж.

Портрет скульптора Гийома Гейфса

Портрет молодого Гийома (Гилиама) Гифса работы Густава Вапперса

Бельгийский скульптор Гийом (Гилиам) Гифс (1805-1883гг), создатель мраморной скульптуры, посвященной влюбленному льву, родился в Антверпене. Два его младших брата тоже оставили свой след в истории французской скульптуры. И это неслучайно. Отец был пекарем, и очень надеялся, что его сыновья пойдут по его стопам. Но жизнь распорядилась иначе. Мальчик использовал тесто как первый материал для лепки фигурок. Вылепливая фигурки из теста и вырезая деревянные формы для выпечки, он проявлял художественный вкус и талант. Фигурки, слепленные Гийомом, привлекали внимание горожан, заходивших в булочную. Младшие братья, глядя на Гийома, тоже начали лепить. И это не осталось незамеченным честолюбивым главой семейства, который отправил сыновей учиться в Антверпенскую академию художеств.

Скульптура Влюбленный лев
В возрасте 14 лет, когда Гиома Гифса призвали на королевскую службу, он был успешным учеником Ван Геля. Но, к счастью, в Антверпене стоял гарнизон, где он проходил службу, благодаря этому он смог продолжать учебу в Академии. Гифсу было 22 года, когда он принял участие в первой публичной выставке скульптур и получил на ней свою первую и очень важную награду за статую Ахиллеса, и это предрешило его дальнейшую карьеру. Благодаря влиянию и протекции директора Антверпенской академии, Гифс получил военный отпуск и грант для продолжения его обучения в Париже. В Школе изящных искусств, он успешно прошел конкурс, и был принят для поступления в класс скульпторов, под руководством Жан-Этьен Реми. Он стал одним из лучших учеников, быстро совершенствуя свое мастерство. В 1829 году ему было предписано отправиться в Италию, где он по-прежнему много работал, изучал творения мастеров Возрождения, совершенствовал и оттачивал свое искусство.
Гифс уехал из Парижа в 1833 году, когда Бельгийское правительство предложило ему вакантное место профессора скульптуры в Академии Анвьер. Но в этой должности он задержался ненадолго. Его целью был Брюссель. Вернувшись в Бельгию, он оказался весьма востребованным на поприще изготовления национальных памятников и иных скульптурных заказов.

Guillaume Geefs Le Lion Amoureux
Гийом поселился в Схарбеке для выполнения заказов, дававших ему хорошую прибыль и признание земляков. Счастливый случай изменил все его существование. Здесь он познакомился с Изабеллой Марией Франциской Корр, и предложил ей руку и сердце. Фанни, как ее называли близкие, была ученицей Навеза, с успехом проявила свой талант в портретной и исторической живописи. Миссис Гифс оказалась женщиной очень тонкого и высокого вкуса, имела огромнее влияние на художественную направленность своего мужа. Брак скульптора с этой замечательной женщиной и художницей был на редкость удачным и плодотворным. Она служила ему музой и вдохновительницей, поддерживала его в работе. Статуя композитора Гретти, созданная в 1848 году – одна из самых значительных его работ того времени.
В 1852 году при поддержке большинством голосов своих граждан, Гийома избрали на пост мэра Схарбека, который он занимал до 1861 года, и выполнял это ответственную функцию с добротой и предельной честностью характера. Под его управлением появились несколько новых улиц. В 1852 году был создан Комитет по хосписам. В 1853 году добился соглашения между городом и окраинными пригородами для распределения воды. Церковь Сент-Мари была благословлена 14 августа 1853.
Зимой 1882 — 1883 он тяжело заболел и умер в ореоле знаменитости, окружавшей его имя.
Его мраморная композиция — мраморный лев и пастушка, созданная по басне Лафонтена в 1851 году – одно из крупных и значительных произведений, которые увековечили его имя.

скульптура Влюбленный лев
Чтобы понять значение творчества Гийома Гифса, следует вспомнить о том, что Бельгия в 1830 году в результате революции вышла из-под юрисдикции Нидерландов и получила полную независимость. Этот период ознаменован ростом экономики и расцветом искусств. Молодое правительство независимого государства всячески поддерживало художников и скульпторов, создавая все условия для творчества. Поэтому Гильом Гифс получал огромное количество заказов на создание скульптур героев и жертв Революции, его творчество наполнено и вдохновлено патриотической и гражданской тематикой.

И хотя скульптура «Влюбленный Лев» пронизана эротизмом и чувственностью, есть в ней и политический аспект. Ведь Лев символизирует собою власть. В данном случае – власть Нидерландов, которой Бельгия больше не хотела подчиняться. Революция во Франции и оказалась теми самыми ножницами, подрезавшими Нидерландскому королевству коготки – несокрушимость господства и власти. Никто не мог дать гарантии, что революционные настроения не вспыхнут в других государствах, в том числе и в самой Голландии.

Скульптурная композиция, выполненная в духе классицизма, превосходна. Она полна вдохновения и натурализма. Фигура пастушки, грациозна и естественна. Головка с аккуратно подобранными в узел и украшенными венком волосами, улыбка на лице сулят наслаждение, а в изящных ее ручках огромные ножницы. Во взгляде мраморного льва читается любовь и мольба. Он готов на все ради любви, он станет кроток как ягненок, и предательство может убить его. Своим взглядом он словно умоляет не предавать его любовь. Бедняга даже не представляет, какое вероломство его ждет. Этот мраморный шедевр выполнен с непревзойденной наблюдательностью и чувством. Надпись на постаменте этой поистине чарующей скульптуры льва и молодой прелестной девушки цитирует заключительные строки басни Жана де Лафонтена «Влюбленный лев. К госпоже Севинье.»:

Ах, любовь! Лишь схватишь ты нас — И кончено: прощай, рассудок.

Скульптура хранится в Королевском музее Брюсселя