Статуи львов

традиции русской усадьбы

 

Часть первая

Проектируя время от времени загородные дома и коттеджи, мной была подмечена одна интересная закономерность: большинство заказчиков на вопрос о стилистике будущего дома, отвечают — русская усадьба. При этом мало кто задумывается, что русская усадьба —  это не столько стиль фасада, сколько целый культурный феномен, сплетенный из лучших образцов русской и европейской архитектуры и прикладного искусства, приправленный дворянскими шиком, наполненный традициями охоты, увеселительных прогулок и пикников, театральными труппами из крепостных и романтикой поэзии… Но раз уж наш сайт посвящен изделиям из мрамора, то и рассказ пойдет о виде скульптуры, в том или ином виде присутствовавшей в каждом имении или усадьбе, — статуях львов. Необъяснимая любовь русской знати ко львам перенесла их со столичных площадей в загородные резиденции, украсила маскаронами и рельефами со львами фасады, расставила сторожевых львов на парадных лестницах и террасах усадеб, в садах, парках и по обязательной паре львов на въездах в имения.

Статуи львов - традиции русской усадьбы

Любопытно: мы редко выступаем в культуре как первопроходцы. Но если уж включаемся в общемировые художественные тенденции, то усваиваем, осваиваем, обживаем их так плотно, прочно и увлечённо, что делаем своими целые жанры и стили. Балет – итальянское изобретение, однако мир в курсе, что в этой «области… мы впереди планеты всей». Жанр романа ассоциируется с именами Достоевского и Толстого, а потом уже Диккенса и Бальзака. Все знают, что главный футурист – Маяковский. Кто, кроме филологов, помнит о Маринетти? Светомузыку придумал Прокофьев, промышленный дизайн – Родченко, даже первый электронный инструмент – Лев Термен. Станиславский, Вахтангов, Таиров, Мейерхольд, Любимов, Эйзенштейн, Дзига, Вертов, Тарковский, Параджанов – примерам нет числа. Приблизительно то же – в изобразительном искусстве. Православная икона –  Андрей Рублёв, Дионисий, Феофан Грек (хоть и вправду грек, но – «наш»); даром что традицию мы в готовом и уже тогда чрезвычайно ортодоксальном виде получили из Византии вместе с религией. Русские художники, перемолов парижские тренды, выдали на гора множество художественных течений ХХ века. В архитектуре невероятных революционных прорывов у нас, вроде бы, не было. Хотя, а как же Мельников? Щусев? Братья Веснины? Но даже целиком, казалось бы, заимствованные Эрмитаж и Петергоф, всё же, неповторимо русские. Не говоря уже о таком своеобразном художественном явлении, как русская дворянская усадьба. До Петра она была скорее разросшимся крестьянским хозяйством с деревянными теремом, хлевом, сараями. Никаких театров, библиотек, художественных галерей, прудов, фонтанов, беседок, садов, цветников и прочих неутилитарных разорительных архитектурных излишеств! Вслед за зацикленным на Европе царём провинциальные помещики начали возводить на обширных своих землях кто дворцы, кто каменные дома поскромнее..

Статуи львов - традиции русской усадьбы

На архитектурном уровне шли нешуточные схватки между аристократами, тяготевшими к классическому Петербургу-«западнику» и к «кондовой» Москве, стремящейся сохранить исконно русское. На садово-парковом – между сторонниками регулярного французского парка, прямолинейно щёлкавшего секатором, заявляя о полной и окончательной победе над природой, и более свободолюбивого английского, натуру уважавшего и стремившегося плавно и органично в неё вписаться. Одни могли себе позволить выписать профессионального архитектора, декоратора, садовника из столиц или Западной Европы; другие (по скромности доступного бюджета) вынуждены были «воспитывать» крепостных мастеров и пользоваться их услугами, а уж те плодили китч, кто во что горазд.

Статуи львов на въезде в усадьбу Качановка. УкраинаСтатуи львов на въезде в усадьбу Качановка. Украина

На архитектурном уровне шли нешуточные схватки между аристократами, тяготевшими к классическому Петербургу-«западнику» и к «кондовой» Москве, стремящейся сохранить исконно русское. На садово-парковом – между сторонниками регулярного французского парка, прямолинейно щёлкавшего секатором, заявляя о полной и окончательной победе над природой, и более свободолюбивого английского, натуру уважавшего и стремившегося плавно и органично в неё вписаться. Одни могли себе позволить выписать профессионального архитектора, декоратора, садовника из столиц или Западной Европы; другие (по скромности доступного бюджета) вынуждены были «воспитывать» крепостных мастеров и пользоваться их услугами, а уж те плодили китч, кто во что горазд.

Статуи львов на Большой каменной лестнице в Павловском паркеСтатуи львов на Большой каменной лестнице в Павловском парке