Статуи львов
традиции русской усадьбы
Часть первая
Проектируя время от времени загородные дома и коттеджи, мной была подмечена одна интересная закономерность: большинство заказчиков на вопрос о стилистике будущего дома, отвечают — русская усадьба. При этом мало кто задумывается, что русская усадьба — это не столько стиль фасада, сколько целый культурный феномен, сплетенный из лучших образцов русской и европейской архитектуры и прикладного искусства, приправленный дворянскими шиком, наполненный традициями охоты, увеселительных прогулок и пикников, театральными труппами из крепостных и романтикой поэзии… Но раз уж наш сайт посвящен изделиям из мрамора, то и рассказ пойдет о виде скульптуры, в том или ином виде присутствовавшей в каждом имении или усадьбе, — статуях львов. Необъяснимая любовь русской знати ко львам перенесла их со столичных площадей в загородные резиденции, украсила маскаронами и рельефами со львами фасады, расставила сторожевых львов на парадных лестницах и террасах усадеб, в садах, парках и по обязательной паре львов на въездах в имения.
Любопытно: мы редко выступаем в культуре как первопроходцы. Но если уж включаемся в общемировые художественные тенденции, то усваиваем, осваиваем, обживаем их так плотно, прочно и увлечённо, что делаем своими целые жанры и стили. Балет – итальянское изобретение, однако мир в курсе, что в этой «области… мы впереди планеты всей». Жанр романа ассоциируется с именами Достоевского и Толстого, а потом уже Диккенса и Бальзака. Все знают, что главный футурист – Маяковский. Кто, кроме филологов, помнит о Маринетти? Светомузыку придумал Прокофьев, промышленный дизайн – Родченко, даже первый электронный инструмент – Лев Термен. Станиславский, Вахтангов, Таиров, Мейерхольд, Любимов, Эйзенштейн, Дзига, Вертов, Тарковский, Параджанов – примерам нет числа. Приблизительно то же – в изобразительном искусстве. Православная икона – Андрей Рублёв, Дионисий, Феофан Грек (хоть и вправду грек, но – «наш»); даром что традицию мы в готовом и уже тогда чрезвычайно ортодоксальном виде получили из Византии вместе с религией. Русские художники, перемолов парижские тренды, выдали на гора множество художественных течений ХХ века. В архитектуре невероятных революционных прорывов у нас, вроде бы, не было. Хотя, а как же Мельников? Щусев? Братья Веснины? Но даже целиком, казалось бы, заимствованные Эрмитаж и Петергоф, всё же, неповторимо русские. Не говоря уже о таком своеобразном художественном явлении, как русская дворянская усадьба. До Петра она была скорее разросшимся крестьянским хозяйством с деревянными теремом, хлевом, сараями. Никаких театров, библиотек, художественных галерей, прудов, фонтанов, беседок, садов, цветников и прочих неутилитарных разорительных архитектурных излишеств! Вслед за зацикленным на Европе царём провинциальные помещики начали возводить на обширных своих землях кто дворцы, кто каменные дома поскромнее..
На архитектурном уровне шли нешуточные схватки между аристократами, тяготевшими к классическому Петербургу-«западнику» и к «кондовой» Москве, стремящейся сохранить исконно русское. На садово-парковом – между сторонниками регулярного французского парка, прямолинейно щёлкавшего секатором, заявляя о полной и окончательной победе над природой, и более свободолюбивого английского, натуру уважавшего и стремившегося плавно и органично в неё вписаться. Одни могли себе позволить выписать профессионального архитектора, декоратора, садовника из столиц или Западной Европы; другие (по скромности доступного бюджета) вынуждены были «воспитывать» крепостных мастеров и пользоваться их услугами, а уж те плодили китч, кто во что горазд.
Статуи львов на въезде в усадьбу Качановка. Украина
На архитектурном уровне шли нешуточные схватки между аристократами, тяготевшими к классическому Петербургу-«западнику» и к «кондовой» Москве, стремящейся сохранить исконно русское. На садово-парковом – между сторонниками регулярного французского парка, прямолинейно щёлкавшего секатором, заявляя о полной и окончательной победе над природой, и более свободолюбивого английского, натуру уважавшего и стремившегося плавно и органично в неё вписаться. Одни могли себе позволить выписать профессионального архитектора, декоратора, садовника из столиц или Западной Европы; другие (по скромности доступного бюджета) вынуждены были «воспитывать» крепостных мастеров и пользоваться их услугами, а уж те плодили китч, кто во что горазд.
Статуи львов на Большой каменной лестнице в Павловском парке