Барочные сфинксы
венского Бельведера
Вена, основанная две тысячи лет назад при опорном лагере пятнадцатого римского легиона, пережившая чумной мор, турецкое нашествие и две мировых войны, продолжает оставаться городом-музеем, богатейшим собранием художественных достижений Старого Света. Вена округлая, пересечённая хордой Дуная, до предела насыщенная произведениями искусства, источающая ароматы изысканных сладостей и мастерски заваренного кофе, с XVIII столетия притягивала лучших музыкантов, художников и скульпторов Европы.
Здесь, у подножия Альп, неисповедимыми путями собирались те, кто оказал глубокое влияние на современный нам мир. Так, незадолго до начала Первой мировой войны в Вене одновременно жили и, возможно, встречались на улочках или в городских кофейнях отец психоанализа Зигмунд Фрейд, революционеры-нелегалы Иосиф Сталин и Лев Троцкий, рабочий завода «Даймлер» Иосип Броз Тито, а также неудачливый художник Адольф Гитлер.
Строгая симметрия отличает архитектурную планировку и разбивку парка, решённого во французском стиле, с идеальными формами бестрепетно подстриженных деревьев и чёткими контурами тщательно оформленных цветников, образующих гигантский ковровый узор. В противовес этой визуальной дисциплинированности, скульптурный декор Бельведера отличается прихотливой барочной изысканностью.
Среди беломраморных шедевров работы придворного скульптора Джованни Станетти, украшающих лестницы, дорожки и площадки, особое внимание привлекают сфинксы. Дивные двухметровые химеры, установленные в Бельведере, имеют своим прототипом античные образцы — крылатых полудев-полульвиц. Образ человекольва, в давние времена заимствованный из внушительного скульптурного арсенала Египта, в Древней Греции трансформировался в кровожадную сфингу — демоническую деву-душительницу, обладающую львиной мощью и быстрыми крыльями. Именно такое создание, порождение чудовищного Тифона и ужасающей Ехидны, угнездившись у греческих Фив, поедало путников, которые не могли найти ответ на загадочный сфинксов вопрос: «Кто ходит утром на четырёх, днём на двух, а вечером на трёх?». Эдип, нашедший правильный ответ: «Это человек, ползающий во младенчестве, ходящий в зрелости и опирающийся на клюку в старости», вынудил химеру броситься со скалы в пропасть. Однако облик крылатых львинотелых дев-сфинксов Бельведера так же далёк от античных страстей, как собор Святого Петра от Парфенона.
На безупречно белых ликах бельведерских сфинксов читается утончённая светская любезность, сложные индивидуальные причёски и аксессуары воспроизведены в мельчайших деталях, деликатно сложенные крылья напоминают белоснежные ангельские. Правда, куртуазные химеры, установленные в парке, привстали на изящных когтистых лапах, сохраняя символическую бдительность львов, несущих бессменную стражу.
Планировка сада подразумевает восхождение из царства Аида к Олимпу — ведь Верхний Бельведер располагается на 23 метра выше Нижнего. Соответственно, ландшафтное пространство разбито на три сектора: нижний, средний и верхний. Границу высшего из них обозначают и на первых порах стерегут бельведерские сфинксы.
По мере восхождения чаще встречаются спокойно лежащие, умиротворённые стражи. На символической олимпийской вершине, по обе стороны парадного входа в Верхний Бельведер, девы-сфинксы, лежащие на постаментах, не только лишены крыльев, но также осёдланы и снабжены фантастической упряжью. На львиных спинах этих тщательно причёсанных существ безмятежно восседают резвые упитанные младенцы-путти. Звериные лапы украшены скрупулёзно проработанными браслетами, на сёдлах-попонах красуются вензеля и пышные кисти.
Скульптуры, в которых древнеегипетские истоки непостижимо сочетаются с мрачными античными образами и прихотливо-галантным барокко, естественным образом сплетаются с легендами. Девы-сфинксы Бельведера считаются исполнительницами желаний. Для того чтобы задуманное сбылось, знатоки традиций рекомендуют мысленно сосредоточиться, потереть безупречный бюст барочного сфинкса и попросить беломраморное изваяние исполнить мечту. При этом советуют не забывать, что сфинксы любят загадывать загадки, но не отгадывать их, поэтому желание нужно формулировать чётко и определённо.
Обоснованность этой легенды можно проверить, лично посетив венский Бельведер. Лучшее время года для такого визита — весна и начало лета. На этот сезон приходится массовое цветение 4000 образцов альпийской флоры, представленных на обширных ухоженных газонах парка. Посадки образуют масштабный ковровый рисунок, создающий красочный фон для ослепительно белых барочных сфинксов. В Нижнем Бельведере посетителей ждёт гротескный зал и мраморная галерея, в Верхнем — «золотой» Климт, а вокруг простирается несравненная Вена. Витающий здесь гений места таков, что даже запредельно авангардный Велимир Хлебников объяснялся в любви с его помощью: «Вы были строгой, вы были вдохновенной. Я был Дунаем, вы были Веной».
Уникальные бельведерские сфинксы превосходно сочетаются с парками регулярной планировки и цветниками строгих, симметричных форм. Такова идеальная среда для богато украшенных, незаурядных и аристократичных крылатых дев-львиц. Хоть основным видом деятельности нашей скульптурной мастерской являются всевозможные скульптуры львов, мы с удовольствием воплощаем в камне или бронзе и их ближайших родственников — сфинксов и грифонов. Кроме того в работе пара бельеведерских сфинксов под литье в искусственном мраморе.