Скульптуры львов - нюансы символизма

 

Проходя по залам Лувра в галерее Сюлли, наполненной восточными древностями, гуляя по Трафальгар-сквер в Лондоне, стоя у причала близ санкт-петербургского Адмиралтейства, наблюдательный путешественник неизменно замечает изваяния могучих сторожевых львов. В Мадриде, на бульваре Прадо прославленный фонтан Сибелес венчает богиня Земли в колеснице, влекомой львиной парой. Символика этой достопримечательности восходит к древнейшим временам Египетского царства и хеттской державы — уже тогда статуи львов считались верными хранителями храмов, сокровищ и источников вод. Под фонтаном Сибелес и впрямь находится сокровище — на глубине 40 метров располагается святая святых Банка Испании, золотой запас страны. Легенда гласит, что при попытке ограбления львы, стерегущие огромный резервуар, обрушат на святотатцев убийственный водный поток.

С античных времён стала притчей отменная бдительность царя зверей. У Плутарха о льве читаем: «Спит он ничтожное время, и во время сна его глаза поблескивают». То же мнение бытовало и в Средние века, и в эпоху Возрождения, когда могущественные Медичи начали собирать первые коллекции выдающихся произведений искусства и поставили в своей вотчине, мраморной Флоренции, особых сторожевых львов.

Прототипом этих скульптур, как считается, послужил античный образец — мощно и прочно стоящий зверь с внушительно приоткрытой пастью, который, словно играючи, придерживает одной лапой шар, повернув в его сторону голову, украшенную завитками пышной гривы. На первый взгляд, элемент неустойчивого баланса на гладкой сферической поверхности просто добавляет бдительности идеальному стражу: он не сомкнёт глаз, не ослабит хватку, чтобы не упустить занятную подвижную вещицу. Однако символика шара многозначна и глубока. В геральдике он означает вечность, некое цельное, совершенное владение и, вместе с тем, неустойчивую, изменчивую судьбу. Таким образом, сторожевой лев, прочно удерживающий шар, — это сила, закрепляющая право собственности и власть над судьбой на вечные времена.

Во Флоренции был создан и другой образцовый тип скульпур-хранителей: сидящий лев, поддерживающий поднятой лапой гербовый щит. Такого зверя впервые изваял титанически трудолюбивый Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди), который, согласно Вазари, «…был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда не придавал никакой цены деньгам…». Этот лев со щитом, на котором изображена гербовая лилия Флоренции, получил собственное имя Марцокко и входил в боевой клич города. Символическое значение скульптуры — спокойная мощь, поддерживающая преемственное владение: пока Марцокко не будет низвержен, Флоренция не падёт.

Флорентийские сторожевые львы в канонических формах широко распространились по Европе и вступили в Россию: львы с шарами во множестве присутствуют в Петербурге, львы с варяжскими щитами стерегут широкую лестницу калининградской биржи, скульптурные садовые львы оживляют усадьбы и парки.

Юсуповский дворец в крымском Кореизе, кроме флорентийских стражей, украшен и венецианским крылатым Львом святого Марка. Символика этого зверя, словно освоившего и земную, и воздушную стихию, восходит к величественным библейским существам, стоящим у Трона Господня: «И первое животное было подобно льву…». Вместе с тем, это создание обозначает канонического евангелиста, апостола Марка, мощи которого хранятся в кафедральном соборе Венеции. Идущий Лев святого Марка, осенённый ангельскими крылами, удерживает лапой книгу, на раскрытых страницах которой начертано латинское приветствие евангелисту. У этого стража нет грозного оскала земных хищников — он утверждает могущество праведного Слова и силу небесного заступничества.

Однако не только средиземноморские скульптурные веяния долетали до российских просторов. В Санкт-Петербурге, на Петровской набережной, экзотический ветер с Востока оставил пару затейливых китайских львов-стражей ши-цза. В Поднебесной эти мифологические звери издревле
охраняли входы в святилища. Начиная с эпохи Мин, скульптуры львов устанавливали по обе стороны входа в любой архитектурный ансамбль — не только храм, но и дворец владетельного князя или государственное учреждение.

Позднее этот обычай распространился на мосты и лестницы: правее размещали льва, под правой лапой которого покоился шар — атрибут исполнения сокровенных желаний и, вместе с тем, символ буддийского учения, которое распространяет свет истины во тьме неведения. Левее располагалась скульптура львицы в окружении одного или нескольких детёнышей. Петербургская львица ши цза удерживает львёнка левой лапой, утверждая принцип родительской опеки и сыновней почтительности.

В целом китайские львы олицетворяют благородство, величие, внутреннюю стойкость и достойный жизненный путь. Европейская геральдика соотносит изображение льва со стойкостью, твёрдостью, спокойствием, благоразумием, царской (королевской) властью и могуществом державы. В арабских и африканских странах лев — мудрый, великодушный и справедливый владыка, превосходящий всех силой и смелостью. Тибетская «Книга мёртвых» упоминает Будду животных по имени Непоколебимый Лев и, наконец, великий русский духовидец Даниил Андреев в своей «Розе Мира» рисует львиный образ, сочетающий звериную мощь с мудростью выше человеческой.

Символизм изображений царственного зверя является поистине общим для всех времён, народов и стран. Каменный страж, наделённый такими качествами, снабжённый дополнительными атрибутами, ясно обозначит твёрдую силу, властное право и бдительную защиту. Если заказать скульптуру флорентийского льва со щитом, он продемонстрирует мощь и славу рода. Владельцам изящных японских садиков уместно купить скульптуру восточного льва. Мирную силу и высшее покровительство отобразит крылатый гривастый венецианец. О надёжном владении, защите от превратностей судьбы заявит флорентийский зверь с шаром под когтистой лапой. Вместе с тем, глубокое знание символизма львиных скульптур поможет создать и воплотить в долговечном камне свой, уникальный и неповторимый образ универсального недремлющего стража.