Львы династии Романовых.
Часть 2
Петербуржское семейство львов династии Романовых необычайно велико. Что прежде всего приходит на ум любознательному читателю при упоминании львиных скульптур императорских имений северной столицы? Грозные стражи Дворцовой пристани, чугунные изваяния Михайловского и Елагина дворцов, сторожевые львы на пристани у Константиновского дворца в Стрельне, Львиный каскад и Воронихинские колоннады в Петергофе… Однако есть среди наследия Романовых и иные места обитания этих царственных животных. Наибольшее количество скульптур, барельефов и просто изображений львов, сфинксов и грифонов императорской семьи сосредоточено в загородной резиденции «Царское село» – дворцово-парковом ансамбле XVIII-XIX веков.
Здесь едва ли найдется уголок, в котором удастся скрыться от зорких сторожевых глаз. Они повсюду – от маскаронов львов над каждым из многочисленных окон Большого Царскосельского дворца до каминных изваяний царя зверей в Зеленой столовой, золоченых лепных грифонов на потолке Агатового кабинета и белоснежных – в парадной Голубой гостиной. Самые грозные стражи Царского Села охраняют подступы к Белой башне Александровского парка.
Сооружение было построено архитектором Адамом Менеласом по распоряжению императора Николая I и предназначалось для занятий сыновей государя. Несмотря на суровый внешний вид башни, окруженной рвом и кирпичным бруствером, в ее стенах цесаревичи обучались не только стратегии и тактике, но и живописи – на верхнем этаже располагалась художественная мастерская. В остальном же облик башни говорил именно о необходимости познания военного искусства и охране собственных владений. Фасады украшали чугунные статуи, изображавшие русского витязя и средневековых рыцарей мощнейших держав Европы – Англии, Франции и Германии.
Отливались изваяния на Александровском чугунолитейном заводе по проекту известнейшего скульптора своего времени В. И. Демута-Малиновского. В дополнение к рыцарям на террасе Белой башни были установлены четыре чугунных льва, изготовленных по моделям К. Ландини. В отличие от многих львиных обитателей Царского Села, отличающихся если не добродушным, то аристократически сдержанным обликом, стражи Белой башни заявляют о своих намерениях весьма отчетливо.
Несмотря на лежащую позу, тело грозного хищника отнюдь не расслаблено. Белая краска, которой выкрашены не только стены павильона, но и сами скульптуры, не скрывает напряженных мышц мощного торса. Из-под надбровных дуг сверкает яростный взор, раздувшиеся ноздри пышут гневом, а распахнутая ощеренная пасть демонстрирует незваным гостям оскаленные острые клыки. Одним словом, царь зверей весьма не в духе, и беспокоить его лишний раз не рекомендуется.
Сторожевые львы Белой башни с честью несли свою службу на протяжении многих десятилетий, однако испытания II Мировой войны было суждено пережить только одному творению К. Ландини. Сегодня на страже Александровского парка вновь стоят четверо львов, но трое из них гораздо моложе своего собрата.
Полной противоположностью грозных хранителей Белой башни являются скульптуры у входа в Царскосельский Запасной дворец, получившие в народе прозвище «грустные». Справедливости ради стоит заметить, что изначально дворец не принадлежал династии Романовых, был создан для соратника императора Александра I князя В. Кочубея и носил название «дача канцлера», но после его смерти был выкуплен казной и вернулся в царские владения. Да и сама идея дворца исходила от государя, рукой которого на чертежах оставлено множество пометок.
Строительство проходило в 1817-1818 годах, но львы появились здесь гораздо позже – после выкупа и масштабной реконструкции, осуществленной в середине XIX века И. Шарлеманем при помощи архитектора Царскосельского дворцового правления Н. Никитина и каменных дел мастера С. Ламони. Именно тогда у главного входа и возникли изваяния застывших в красном итальянском мраморе опечаленных львов более метра в высоту.
Удрученный вид проникнутому сдержанным благородством облику старшего льва придают опущенные вниз надбровные дуги и уголки рта. Вытянутую морду обрамляет струящаяся по спине, плечам и груди пышная грива, хвост затерян между задними и передними лапами. Выпрямив спину и слегка наклонив морду, он кажется погруженным в тягостные раздумья. Грива младшего отличается меньшей пышностью, спина скруглена, морда низко наклонена и повернута к сородичу в немом обращении. Со стороны может показаться, что вы стали невольным свидетелем тяжкого разговора молодого льва с более сдержанным, умудренным опытом и годами взрослым собратом. Поговаривают, что установленные скульптуры отражали сложный характер взаимоотношений Александра I и князя В. Кочубея – не только советника, но и друга императора, старше государя на 11 лет, однако документальные тому подтверждения отсутствуют.
Пожалуй, самыми дружелюбными и открытыми представителями львиного семейства Царского Села являются парные изваяния, установленные у здания Большой дворцовой оранжереи. Уютно устроившись на постаментах, египетские львы, головы которых покрыты характерным ниспадающим фалдами платком, нежатся на солнце, улыбаясь прохожим во всю ширь добродушной морды. Изваяния вырублены из пористого известняка и являются копиями львов с Большой террасы-пристани Белого озера в Гатчине. Выполненные из мрамора оригинальные скульптуры были разрушены во время Великой Отечественной Войны и до наших дней не сохранились. К слову сказать, египетские львы отнюдь не одиноки – компанию им составляют чугунные сфинксы на гермах Египетских ворот, построенных по проекту архитектора А. Менеласа.
Порою даже властителям зверей не чуждо человеческое, и на их мордах нередко можно встретить не только абрис грозного рыка, но и задумчивое выражение истинного философа или добродушную улыбку. Какое бы настроение царственных животных не пришлось по душе нашему читателю, камнерезной мастерской ArtMart под силу воссоздать образ любого венценосного льва из владений Романовых.