Какая непреодолимая сила порой таится в пришедшем из глубины веков… Почему так притягивают взор старинные картины, гобелены, мозаичные панно, ювелирные украшения и множество иных творений наших предков? Что заставляет человечество стремиться к сохранению наследия прошлого – от самых малых фрагментов удивительной лепнины до реконструкции масштабных архитектурных сооружений? Ответ на эти вопросы удивительно прост – память. Память культуры, которая превращает двуногое животное в homo sapiens и делает из человека – Человека.
Реставрационные проекты несопоставимы друг с другом, исключительны и многогранны, однако общей чертой их абсолютного большинства является приобщение к чему-то несоизмеримо большему, нежели просто восстановительные работы. Необходимо отметить, что комплексная реконструкция памятников архитектуры требует колоссальных финансовых вложений и помимо государства на подобную филантропическую деятельность согласны очень немногие. Однако таковые есть, и это дает камнерезной мастерской «TheLions» надежду, что проведенные работы по реконструкции львов усадьбы княжеского рода Куракиных «Степановское-Волосово» будет далеко не последними в их творческой деятельности.
«Возвращение к жизни» куракинских львов – это лишь малая толика масштабной архитектурно-ландштафтной реконструкции имения, однако эта толика потребовала серьезной предварительной подготовки, идейными вдохновителями которой стали архитекторы-дизайнеры камнерезной мастерской «Thelions» Сослан и Наталья Наниевы.
К интересному процессу поисков того, как выглядели сторожевые львы у въезда в имение Куракиных, подключились не только мы, но и собственно, сам заказчик – председатель совета директоров инвестиционной группы «Русские фонды» Сергей Васильев. Не без удовольствия отметим, что благодаря нынешнему хозяину имения стало возможным не только восстановление практически полностью разрушенной усадьбы, но и высокая историческая достоверность проведенных работ, осуществленная в соответствии с найденными заказчиком различными архивными документами, чертежами и рисунками.
Князья Куракины – блистательное имя могущественного рода, писавшего на протяжении нескольких веков совместно с Долгорукими, Голицыными и Романовыми страницы истории Российской империи. Их влияние простиралось настолько далеко (в том числе и на умы современников), что заслужило быть увековеченным в образах Анатоля и Элен Курагиных в романе Льва Толстого «Война и мир». Следуя собственной привычке, Лев Николаевич одну из букв фамилии, как обычно, заменил, но эта маленькая хитрость тщетно вуалировала скрытый смысл.
Помимо имения в Волосово, излюбленным местом отдыха влиятельного семейства была также усадьба «Надеждино» в Пензенской области, однако определяющими для жизни и службы князей Куракиных были сначала Москва, а затем и Петербург, что и решило окончательную судьбу имения «Степановское-Волосово», близлежащего к столицам.
Строительство, начавшееся при жизни действительного тайного советника Степана Куракина, было продолжено его братьями – вице-канцлером и «бриллиантовым князем» Александром и министром внутренних дел Алексеем Куракиными. Завершал деяния отцов Борис Куракин, при котором возведение усадьбы разрослось до масштабов «города в имении» со своим театром, каланчой, обелисками, прудами, фруктовым садом и впечатляющей парковой зоной.
Наследники рода Куракиных берегли родовое гнездо вплоть до 1917 года, после которого усадьбу постигла плачевная участь. Была утеряна и разграблена значительная часть уникального документального архива, редчайших изданий библиотеки, а также масштабной коллекции картин и минералов. В советское время на территории усадьбы располагалась психбольница. По иронии судьбы Погорельский психоневрологический диспансер №2 – погорел.
Возрождению усадьбы из пепла и забытия и возвращению ей первозданного вида способствовали найденные архивные документы, планы имения и ряд сохранившихся изображений, в частности, принадлежащих кисти самого князя Алексея Борисовича Куракина, члена Академии художеств, и живописцу Василию Причетникову – серия картин «Виды имения князя А. Б. Куракина».
К пущей радости реставраторов, на одном из этих изображений и была обнаружена скульптура львов, установленных возле двух белокаменных обелисков парадного двора усадьбы. Вопреки стандартной практике работы с мрамором, было принято решение восстанавливать львов из аутентичного материала – белого камня из Старицких каменоломен. Возьмем на себя смелость предположить, что идея повтора белокаменных львов пришлась бы по душе князьям Куракиным. Несмотря на то, что разработки «старицкого мрамора» велись с XIV века, в XVIII-XIX веках этот материал все еще считался достаточно редким. А уж о любви Куракиных к различного рода редкостям впору было легенды слагать.
Однако вернемся к многострадальным львам. На момент обретения усадьбой нового хозяина, куракинских львов на месте обнаружить не удалось. История их мытарств гласит, что долгое время львы находились в парковой зоне усадьбы «Степановское-Волосово», перетаскиваемые с места на место, но все же хранимые местными обитателями. Однако после произошедшего пожара, в попытке сохранить хотя бы малую долю имущества сгоревшего имения от рук мародеров, некоторые экспонаты были вывезены за его пределы. В результате «активных оперативно-розыскных мероприятий» пропажа все-таки нашлась, но в другом поместье, по согласованию с владельцами которого сторожевые львы вернулись на историческую родину.
Время, не пощадившее некогда грозных стражей имения блистательных князей Куракиных и оставившее потомкам лишь поросшие мхом остатки старых статуй, заставило команду реставраторов развернуть масштабную деятельность по установлению изначального вида куракинских львов, буквально по крупицам собирая информацию о возможных авторах и аналогах статуй в библиотечных фондах и архивах.
Поиски, начавшиеся в туманном Петербурге и завершившиеся в солнечном Гурзуфе, привели к разработке собственных эскизов, созданных с учетом силуэта, ключевых точек, размеров, пропорций уцелевших скульптур, и вобравших в себя лучшие черты изображения сторожевых львов эпохи князей Куракиных. Венцом кропотливого труда стало последнее путешествие белоснежных царственных животных к месту своего обитания и их установка у обелисков парадного въезда в легендарную усадьбу «Степановское-Волосово».
P.S. Оставаясь частью профессионального прошлого, каждая работа наших мастеров становится и частью будущего, а мы, в свою очередь, трепетно следим за судьбой собственных творений. Куракинские львы не исключение. И на днях наша творческая команда отправилась в усадьбу князей Куракиных, чтобы еще раз увидеть, как же живется на новом месте нашим подопечным. Не знаем, как относятся белокаменные львы к другим гостям имения, но творцов из камнерезной мастерской «TheLions» они встречают с распростертыми объятиями.
Сбор материала и разработка эскизов — Наталья Наниева
Скульпторы — Евгений Бурков и Сослан Наниев
Благодарность в реализации проекта Сергею Васильеву и Дарье Гамалеевой