Легенды львиных стражей:
история львов Москвы. Часть 4
Львы рода Юсуповых
Открытая Частью І о наиболее древних и современных львах города Москвы серия статей «Легенды львиных стражей: история московских львов» была продолжена Частью II о львах рода Шереметьевых и Частью IIІ о львах рода Голицыных. Однако ни знаменитые семейства, ни скульптуры львов, овеянные ореолом таинственных историй, на этом не заканчиваются. Сегодняшняя публикация поведает читателю о царственных стражах древнейшего княжеского рода Российской империи, по знатности не уступавшего венценосным Романовым — стражах князей Юсуповых.
История княжеского семейства вела летоисчисление со времен Багдадского халифата, а его многочисленные потомки всегда соседствовали с властителями России, разделяя с ними и славу, и влияние. Слухи же о размерах состояния Юсуповых и вовсе превышали мыслимые пределы. Неудивительно, что львы – не только грозные хранители, но и символ всевластия, мощи и богатства – сопровождали представителей княжеского рода повсеместно – начиная от фамильного герба и заканчивая многочисленными поместьями.
Лев в геральдике дворянских семейств – явление частое. Но фамильный герб Юсуповых может похвастаться не только львами-щитодержателями, но и еще двумя позолоченными царственными животными, «обитающими» на золотом и серебряном полях герба. Впрочем, это далеко не единственные золоченые львы, хранящие покой князей Юсуповых. Золотые скульптуры обитают на парадной лестнице Юсуповского дворца в Большом Харитоновском переулке Москвы и повсеместно встречаются в росписи его стен и сводов.
По легенде палаты Юсуповых стоят на месте Охотничьего дворца Ивана Грозного, в котором самодержец нередко предавался отдыху во время соколиной охоты. Злые языки поговаривают, что из дворца раздавались не только крики сокола, но и вопли неугодных, томившихся в глубоких подземельях. От палат расходилась и разветвленная сеть подземных ходов, позволявшая царю неожиданно появляться в разных уголках столицы, наводя ужас на поданных. С тех времен палаты сменили нескольких владельцев, пока по высочайшему велению государя императора Петра ІІ не были пожалованы князю Григорию Дмитриевичу Юсупову. С того момента дворец ожидало гораздо более светлое будущее, и именно тогда в его стенах и появились прекрасные стражи Юсуповых.
Буйство красок, причудливая роспись и невероятное обилие позолоты ошеломляет посетителя уже с первых шагов. Со стен парадной лестницы, ведущей в палаты второго этажа, взирают символы княжеского рода – благородный олень и воинственный лев, между которыми помещен герб Юсуповых со вздыбленным на задние лапы царем зверей. На этот раз льву составляет компанию не сородич, а двуглавый орел Романовых.
Но взгляды посетителей неизменно приковывает пара сторожевых львов, установленных на парапетах. В передних лапах золоченые изваяния мирно держат щит с гербом княжеского рода, однако впечатление обманчиво. Под щитом скрываются впившиеся в уступ мощные задние лапы, а над ним возвышается косматая пышногривая голова с острыми клыками и кроваво-красным языком, виднеющимися из распахнутой рычащей пасти. Это единственные скульптуры львов во дворце, но не единственные изображения этого царственного животного, обитающего на стенах княжеского кабинета и Тронного зала в компании с расписными грифонами.
Однако какими бы грозными не были золоченые стражи, пары сторожевых львов да изображений мифических существ оказалось маловато, чтобы хранить сокровища рода Юсуповых, спрятанные Феликсом-Юсуповым младшим при бегстве заграницу во время Октябрьской революции. Тайник был вскрыт, а его содержимое конфисковано в пользу государства.
Удивительно, но об этих хоромах знают даже дети. Правда, не в связи со львами и сокровищами. Помните – «…и днем, и ночью кот ученый…». Именно здесь Александр Сергеевич Пушкин, прожив два года во флигеле Юсуповского сада, впервые увидел механического кота на цепи, который и стал героем одной из любимейших сказок многих поколений детворы. Впрочем, Александр Сергеевич был далеко не единственным поклонником садов Юсуповых во всеми их скульптурами и прочими чудесами. Известный в пушкинскую пору поэт и журналист Александр Воейков увековечил в собственных работах образ иного княжеского имения – Архангельское. В разное время усадьбой владели Шереметьевы, Одоевские и Голицыны, но с переходом к Юсуповым Архангельское, наконец, обрело постоянного хозяина. По иронии судьбы первые упоминания об усадьбе относятся, как и о дворце в Большом Харитоновском переулке, ко временам Ивана Грозного.
Юсуповы не жалели для Архангельского ни времени, ни средств. По утверждению князя Николая Борисовича Юсупова, «имение сие не доходное, а расходное». Как утверждали современники князя, именно с целью обустроить усадьбу им был продан один из дворцов в Петербурге, построенный архитектором Дж.Кваренги, а вырученные средства отправлены на обустройство парковой зоны с многочисленными скульптурами, среди которых нередко встречаются и милые нашему сердцу львы. Будучи ярым поклонником античной культуры, князь Юсупов не стал изменять собственным пристрастиям.
Над изваяниями, украсившими имение, в большинстве своем работали итальянские мастера С. Кампиони, К. Альбачини и семейство Трискорни, и даже мрамор приобретался преимущественно в Италии. Результатом кропотливых трудов стало появление на просторах дворцово-паркового комплекса Архангельское более 200 статуй белого мрамора. Компанию богам Олимпа, античным философам и римским героям составили породистые псы, орлы, львы и…Александр Сергеевич Пушкин. Поэт неоднократно посещал Архангельское и был настолько восхищен фигурой князя Николая Борисовича Юсупова, что посвятил ему известную оду «К вельможе», строки из которой и украшают памятный бюст поэта.
Однако вернемся ко львам. Львиное семейство усадьбы не только многочисленно, но и многолико. На просторах имения обитают добродушные египетские львы, задумчивые львы с шаром, грозные сторожевые и даже экзотические сфинксы. Первые царственные животные встречают гостей у боковых фасадов Большого дома. Удобно устроившись на широких постаментах и повернувшись друг к другу, мраморные львы, как может показаться издалека, ведут неспешную светскую беседу. Головы изваяний покрывает египетский платок, морды едва ли не касаются мирно скрещенных лап, а хвост мягко захлестнут на лестничный уступ. Спокойствие, только спокойствие…О, эти особи вполне могут позволить себе королевское спокойствие, потому что рядом с ними установлены, ни много ни мало, огнестрельные орудия – пушки. Впрочем, из пушек стреляли не ядрами, а использовали для организации салютов при особо торжественных приемах.
Соседствуют с египетскими львами не менее экзотические сфинксы в женском обличье. Несмотря на мощные задние лапы и мускулистое тело, скульптуры отличаются невероятной утонченностью. Облик сфинксов белого мрамора – от упругих завитков волос, прикрытых ниспадающими фалдами легкого платка, до ожерелья на шее и высоко поднятой обнаженной груди – дышит удивительной хрупкостью и женственностью. На спину наброшена изящная попона, декорированная искусно выполненными кистями.
Сторожевые львы Юсуповых встречают гостей на Верхней террасе в компании античных богов, героев древних мифов и известных философов. Судя по всему, близость к светлым умам повлияла и на внешний облик стражей усадьбы – удивительно гривастых с высоко открытым диспропорционально высоким лбом и широкими надбровными дугами. В отличие от миролюбивых египетских обитателей Большого дома львы Верхней террасы напряженно замерли, опершись на все 4 лапы с выпущенными острыми когтями.
Спускаясь к Нижней террасе, можно познакомиться с более спокойными представителями львиного сообщества. Однако вынуждены предупредить – беседовать с ними весьма затруднительно. Направив взор за горизонт и задумчиво опершись лапою на шар, эти царственные животные мало уделяют внимания прохожим, отвернув морды от лестницы. К слову, спустившись с нее, любознательный читатель столкнется с самыми благодушными скульптурами львов, миролюбивое выражение морд которых резко контрастирует с мощным поджарым телом грозного хищника.
Пережив (правда, не без потерь) войну 1812 года и квартирование в Архангельском армии Наполеона, революцию 1917 года и национализацию имения, Вторую мировую войну и лихие 90-е, многочисленное львиное семейство Юсуповых все еще продолжает радовать потомков. Но если уважаемому читателю захочется наслаждаться видом утонченных сфинксов, философствующих львов или грозных стражей рода Юсуповых у себя дома, возьмем на себя смелость напомнить, что камнерезная мастерская ArtMart готова воплотить в жизнь самые смелые мечты.