Статуи львов

традиции русской усадьбы

 

Часть вторая
(часть первая)

Продолжая рассказ о роли статуй львов в современной русской усадьбы, перенесемся в Россию, а точнее Русь XI века. Именно в это время изображения львов распространились по Руси в качестве одного из христианских символов. Прекрасным примером служат рельефные украшения фасадов Дмитровского собора во Владимире и церкви Покрова на Нерли.

Рельефы львов и грифонов на фасаде Дмитровского Собора во Владимире.

Кроме львов, на рельефе хорошо видны изображения грифонов — мистических стражей Санкт-Петербурга. Значение льва как христианского символа достаточно велико, к тому же, тяжело найти более неоднозначный символ. Лев – это и могущество и власть Христа, и символ спасения из пасти дьявола, и страж устоев церкви, и знак евангелиста Марка, а так же святых Адриана, Феклы, Евфимии и Павла Отшельника. Мифический для Руси царь зверей оброс множеством легенд, создавших вокруг него еще больше знаков и символов. Считалось, что лев является одиночкой, и ему приписывали покровительство отшельникам. Лев стал символом воскрешения, так как верили, что львята рождаются мертвыми, а жизнь в них вдыхают родители. Из-за поверья, что лев спит с открытыми глазами, его сделали символом духовной крепости и бдительности.

Долгое время сколь-нибудь значимых изображений и изваяний царя зверей не наблюдалось, и лишь рождение русского ампира выразилось в широчайшем распространении скульптурных львиных пар.  Их стали размещать повсюду: при входах в здания, в парках, скверах и на мостах. Нередко изображения львов использовали в лепном декоре фасадов, в виде величественных гербов, замковых камней и литых чугунных ручек.

Художественное наполнение классики (в русском понимании) переосмысливало наследие Римской империи, в создании шедевров принимали участие лучшие зодчие Европы и России. Среди европейцев следует отметить архитекторов и скульпторов итальянского происхождения. Их возвращение к античным римским традициям коснулось и львов. Итальянца Карла Росси можно считать крестным отцом львиного семейства в России. Именно он установил на Дворцовой пристани знаменитую львиную пару. Невероятный успех молодому итальянскому зодчему принесло строительство для Александра I роскошного ансамбля на Елагином острове. Фасад здания обращен к парку и подчеркнут портиком с шестью колоннами. Особую торжественность дворцу придает парадная лестница, украшенная прекрасными статуями львов.

Статуи львов на Елагином острове в Санкт-ПетербургеСтатуи львов на Елагином острове в Санкт-Петербурге

Именно в эту эпоху появились статуи львов на Дворцовой пристани и львы у Михайловского дворца (Русский музей), Львиный и Банковский мостики, ограда дачи Безбородко, львы у дома Лобанова-Ростовского и множество других замечательных скульптур. Традиционно скульптуры львов в усадьбах размещались строго симметрично по сторонам от парадных лестниц. Неудивительно, что «львиная традиция», начавшая свое шествие по России с дворцовых построек Петербурга, нашла отражение и в таком уникальном культурном феномене, как русская усадьба.
В усадьбах и особняках вельмож и дворянства отражалось величие царских резиденций, поэтому купить статуи львов в имение считалось правилом хорошего тона. Подъезды, портики, колоннады, ротонды и боковые пандусы, изгибающиеся по дуге, стерегли львы. Завораживающая театральность в классических архитектурных постройках и сегодня немыслима без такого мощного скульптурного акцента.

Статуи львов в русской усадьбеУсадьба в Тайцах, некогда принадлежавшая прадеду А. С. Пушкина

Залп Авроры в октябре 1917 года ознаменовал новую веху в судьбе статуй львов. Дворцы и усадьбы были национализированы, и львы потеряли свое магическое значение. На протяжении многих последующих лет судьба их складывалась очень по-разному. Львы продолжили нести безмолвную стражу теперь уже правительственных дач и пионерских лагерей, больниц, музеев или домов в которых когда-то просторные залы были поделены на тесные коммуналки. За одними статуями львов ухаживали как за произведениями искусства, другие приходили в упадок, разрушались временем и новыми нерадивыми хозяевами.

Спустя почти век, смену поколений и режимов, вместе со становлением новых элит статуи львов, как непременный атрибут благополучной загородной усадьбы, получили второе рождение. Немного сменился их ореол обитания. Когда-то львы, по большей части, украшали площади и парки, набережные рек и мосты, сегодня же почитателями славной львиной традиции стали частные заказчики. Конечно, статуи львов находят место в городе – административные здания и бизнес-центры, торговые моллы и гостиницы, но в бешеном ритме лишь редкий глаз, проносясь мимо, зацепит суровый львиный оскал. Только на природе, вдали от городской суеты, львы могут проявить свою сущность, наполняя окружение духом величия, благородства и легкой дымкой дворянского аристократизма. Удивительно, но причина установки статуй львов из мрамора или бронзы не так уж важна.
Замысел наемного архитектора, свободные финансы, память прошлого, тонкое восприятие искусства, воспоминания о скульптурах имения раскулаченного деда (а было и такое!)… Вне зависимости от первоначальных намерений, атмосфера, создаваемая этими благородными каменными стражами, накладывает свой отпечаток и на характер владельца усадьбы.

Как и прежде, на особом месте стоят парные скульптуры львов. Их располагают симметрично, по бокам парадных лестниц, у входов в усадьбы и виллы, на въездов в имения. Традиционны и композиционные решения статуй – спящие львы (как правило, это копии воронцовских львов), львы с шарами и так называемые бдящие львы. Стоит отметить большой интерес к геральдическим львам – скульптурам где лев опирается на щит или сжимает его в лапах. Всё больше состоятельных людей, обратившись к семейной истории, восстанавливает фамильные гербы и вензеля. Статуи львов с семейным гербом в лапах, установленные на подъезде или по сторонам от входа, придают особняку торжественность, величие и благородство.

Пара мраморных львов выполненная в нашей мастерскойПара мраморных львов выполненная нашей мастерской